Х
арактерной чертой будзютсу Японии несомненно являются
документальные свидетельства , сохранившиеся с древнейших времён.Так
известно, что прообраз дзю дзюцу в древности называли Тикара-курабэ
и сумаи.Считается , что в те времена не существовало стройной
системы боевого искусства а сама борьба была примитивный.Вот как
описывается Тикара - курабэ в "Нихонги" ("Анналах Японии"):
"... Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и Тайма-но Кэхая
немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив друга.
Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом
ребра Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля
Тайма-но Кэхая была захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ."
Подобные состязания в "Нихонги" называются тикара-курабэ - "соизмерение сил".
В V-VI веках на основе тикара-курабэ сложилась популярная и
ныне борьба гигантов - сумо,
а точнее - его ранний вариант
сумаи. К периоду Нара эта борьба получила широкое распространение.
Именно к этому времени относятся достоверные сведения о проведении
состязаний по сумо.
Техника сумо включала в себя толчки,
сбивы, заваливания. Так например коронный приём, сохранившийся до
наших дней называется " Нодова" - "Петля на шею" и представляет из
себя толчок в шею, хотя в древности наносился удар.Особое значение
имелоа прежде всего сила. Упор делался на силу. Борцы
стремились путем специальной диеты увеличить собственный вес и, судя
по изображениям,им это удавалось даже в те далекие, не вполне
обеспеченные времена. На турнирах удары перестали применяться
из-за их чрезвычайной опасности для здоровья, но в реальном бою
борцы часто применяли удары руками и толчковый удар пяткой
вперед. Так как победа в ритуальной схватке присуждалась борцу,
бросившему противника наземь, то борьба в партере не велась и,
соответственно, не изучалась.
Тем не менее , глупо было бы предполагать, что не существовало
систем воинской подготовки.Многочисленые воинские дружины
имели в своём составе профессиональных мастеров поединка , как
правило на мечах и копье, лучников.Безоружная техника была
вспрмргательной ибо предполагалось, что воин должен всегда быть при
оружии.Но эти наставники были просто умелыми воинами и в большинстве
своём не вникали в тайны психологии и стратегии.
Ситуация изменилась в VIII-IX веках. В это время усилились
контакты с материком, и мощный культурный поток вместе с
тысячами переселенцев хлынул из Китая и Кореи в Японию. Иммигранты
привезли с собой свои оригинальные методы боя, в которых основное
место отводилось разнообразным ударам руками
и ногами, болевым
приемам на суставы. В этой связи нужно упомянуть полулегендарную
школу Сёсё-рю
("Школа всех наград"),
сообщения о которой то появляются то исчезают в источниках XII-XIV
веков. Создателем сёсё-рю считается выходей из знатного китайского
иммигрантскогорода, великий полководец Саканоуэ Тамурамаро,
прославившийся своими победами над айнами. Спецификой этой школы
было развитие исключительной силы руки и сверхзакалка ударных
поверхностей, что, якобы, позволяло пробить стальную пластину
панциря. Источники сообщают,что когда непобедимый военачальник конца
XII века Минамото
Ёсицунэ увидел работу мастера сёсё-рю, то был
потрясен до глубины души. Скорее всего в Сёсё рю имели место
шаолиньские жёсткие техники, доселе не известные в стране
Восходящего Солнца.
Тёсуй-рю, созданная Отомо Комаро, изучившим
китайское кулачное искусство у мастера Цзяньчжэня, приехавшего вЯпонию в
правление императора Кокэна (749-758)
также упоминается в летописях неоднократно.. Позже, в середине XIV
века самурай Урабэ-но Сукунэ
Канэсада усовершенствовал ее технику, добавив приемы
китайского наставника Суньжэня
Исю. Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю "дакэн-дзюцу" - искусство кулачных
ударов.Техника безоружного поединка Тёсуй-рю легла в основу
Куки Синдэн-рю -
одной из самых влиятельных школ японских бу-дзюцу.
Примерно с X
века, параллельно со становлением военного сословия самураев начала
складываться специальная боевая система борьбы в доспехах - ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми,
каттю-гуми). Во многом она походила на сумо - те же
толчки и сваливания.Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях
носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно
нагнанный вес сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки
панциримешали брать удобный захват. Тем не менее техника ёрои-кумути
была намного богаче. Здесь не было условных ограничений как в сумо -
вести борьбу только стоя, ни в коем случаене падать на землю, не
применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любыеприемы
и способы - важен был лишь результат.
Приемы ёрои-кумиути
использовались во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его,
ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался с перестрелки из
луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же
оказывались на земле. Меч в такой ситуациииспользовать было очень
сложно - попросту некогда вынимать из ножен. Поэтому
ёрои-кумиути пользовалось в те дни гораздо большим почетом, чем
фехтование на большихмечах-тати. Зато короткий меч-котати или
кинжал-танто обладали большой популярностью,
так как ими можно
было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.
Основу
ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы - захваты,
броски, заломы, удушения - позволявшие эффективно вести бой с
вооруженным и одетым в доспехи противником.При случае воины могли
также использовать удары руками и ногами, но только как
вспомогательное оружие - о вражеский доспех было проще отбить руку
или ногу, чем нанестикакой-нибудь вред.
Главным в ёрои-кумиути
было правильное использвание бедер и силы конечностей.
Достигалосьэто при помощи специального обоюдного симметричного
захвата, который назывался ёцу-гуми
-"четверное сцепление". В ёцу-гуми оба бойца плотно
обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины
доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и
мобильность и позволял эффективно контролировать действия
противника.
В любой удобный момент один или оба бойца были готовы
мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для
пробивания доспехов, называвшийся ёрои-доси. Ёрои-доси носили
заткнутым за
пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой.
Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника
одной рукой и поддерживать равновесие,пока вторая извлекала кинжал
из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть
тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как
требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под
строго определенным углом.
В ёрои-кумиути часто применялись
разнообразные броски с падением, в которых боец стремился
использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы
опрокинуть противника на землю.После броска он стремился навалиться
всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага,
а затем прикончить ударом кинжала.
Мастера ёрои-кумиути
стремились к максимально эффективному использованию особенностей
конструкции японского доспеха. Так, при нападении сзади рывком за
козырек шлема вверх, когда задняя пластина упиралась в основание
шеи, можно было легко сломать шейные позвонки.Металлическое кольцо
для крепления колчана на задней пластине панциря применялось в
качестве удобной рукоятки при бросках через бедро.
На
протяжении очень долгого времени - примерно с XI по XVI века -
ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но
канонизировано оно было довольно поздно - в XIV-XV веках. Хотя
ёрои-кумиути вошло в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в
его канонизации спорят две школы: Мусо тёкудэн-рю, по преданию
основанная еще в XIII веке легендарным буддийским монахом Икэйбо Тёхэн, и
Цуцуми Ходзан-рю,
созданная в XIV века учеником полулегендарного основателя японских
бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион
Цуцуми - Ямасиро-но ками
Ходзан.
Начиная с середины XVI века
японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает
революционные изменения. Это было предопределено многими факторами.
Изменился общий характер ведения боевых действий. Сражение этого
периода - уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль
индивидуального воина отходит на второй план перед коллективными
действиями . Здесь никто не откликается на вызов на поединок,
стальная конная масса попросту давит воина-одиночку, а стена
копецщиков во мгновение ока превращает его в решето. Нападения
сзади, вдесятером на одного становятся обычным делом. По
сравнению с предыдущим периодом резко возросла численность армий,
которые теперь комплектуются не только из благородных буси, но
и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой
маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое
должно стать легче и дешевле. И в XVI веке появляется облегченный
чешуйчатый доспех гусоку работы знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ.
Широкое распространение получает его сокращенная форма когусоку,
состоящая только
из грудной пластины, набедренника, наголенников
и наручей, служившая для экипировки полчищ рядовых солжат-пехотинцев
асигару ("легконогие").
В результате всех этих перемен складывается новая система
рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная под
названиями когусоку и коси-но мавари
("окружающее поясницу"). По сравнению с ёрои-кумиути
арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь и знакомые нам по дзюдо и
айкидо броски через бедро, спину, плечо; оригинальные перевороты
противника вниз головой с последующим опусканием черепом на
мостовую; разнообразные подсечки; болевые приемы на локоть и колено,
шейные позвонки. В когусоку уже довольно широко применялись удары,
рассчитанные на поражение не прикрытых доспехом частей тела - почек
(круговой удар кулаком в обход туловища), паха (удар типа "апперкот"
под "юбку" доспеха), колена
(удар ребром стопы) и т.п.
Изобретение когусоку приписывается Такэноути Хисамори, который
был
силен духом, но мал ростом и слаб телом, а потому мечтал научиться
побеждать более сильных и рослых противников за счет ловкости и
техники.
Когусоку в тот период не вытеснило
ёрои-кумиути, поскольку самураи высших рангов по-прежнему носили
тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной пули. В
результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих
вида рукопашного боя. Примером такой системы является известная
школа Ягю
Синган-рю, где четко разграничивается уровень
асигару - когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме того
имеется еще и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения боя без оружия
(или с амлыми подручными видами оружия) и без доспехов, но это уже
следующий этап эволюции японской борьбы.
С окончанием
междоусобных войн в начале XVII века в Японии установился
долгожданный мир, и доспехи были навсегда уложены в сундуки.
Это вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все
ограничения, связанные с ведением боя верхом, в доспехах, ушли в
прошлое,и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные доселе
просторы бесчисленных интерпретаций.
XVII век стал временем
активного осмысления опыта, накопленного за долгие годы войн.
Совершенствовалась техника борьбы, создавались фундаментальные
теоретические работы по бу-дзюцу. В результате родилась новая,
изощренная система боя голыми руками, получившая имя дзю-дзюцу
(известна также под названиями явара,
ва-дзбцу, тай-дзюцу и т.п.).
Это название,
буквально обозначающее "искусстов мягкости", полно глубокого смысла.
В основу дзю-дзюцу легла идей одоления противника - безоружного или
вооруженного - при помощи упругой податливости, а не силы. Мастер
дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе своих сил,а напротив
старается измотать врага, чтобы легче было его победить. Он
заставляет его делать резкие движения и ловко уворачивается от них.
Не ставя жестких блоков, он проворно отступает, в результате
противник, не встретив препятствия и повинуясь закону инерции,
подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить
ее, а когда она истощится, добавить свое усилие - вот сущность
дзю-дзюцу.
Легенды утверждаюь, что впервые сформулировал
принцип мягкой податливости врач из Нагасаки по имени Акаяма Сиробэи (в другой версии -
Миура Ёсин), который в
течении ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он
познакомился с техникой бросков, болевых приемов и ударов системы,
которую он называл хакуда. Вернувшись на родину, он основал частную
школу боевого искусства, где начал преподавание техники хакуда.
Однако монотонность тренировок привела к тому, что вскоре
почти все ученики отверулись от Акаяма. Через четыре года после
открытия своего доозё врач закрыл его и удалился в буддийский
монастырь для стодневной медитации.
Как рассказывает
легенда, однажды ранним морозным утром Акияма вышел прогуляться в
сад. Здесь его внимание привлекла замечательная картина: накануне
выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только
ива (по другим источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чем не
бывало - тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих
ветвей. Говорят, Акияма при виде неповрежденных ветвей ивы
пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе
силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки,
перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу. Этот
всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в
основу дальнейших исследований мастера, который вскоре сумел
увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим данным - до 70)
приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти
учителя получила название Ёсин-рю.
Как видим, в
этой легенде говорится, что отправной точкой для исследований Акиямы
послужило боевое искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII
китайские ушу оказали колоссальное влияние на развитие
дзю-дзюцу. Благодаря им в арсенал боевого искусства Японии вошли
разнообразные удары руками и ногами, многочисленные варианты
болевых и удушающих захватов.
Немалый вклад в
совершенствование дзю-дзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них
наиболее известен Чэнь
Юаньбин (в японском произношении - Тин Гэмпин), познакомивший
японских воинов
с боевым искусством Шаолиня.
Чэнь
Юаньбин родился в 1587 году в провинции Чжэцзян и получил хорошее образование. В
возрасте 27 лет он поступил на обучение в знаменитый монастырь
Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615-1616). Когда ему было 35 лет, в
1621 году, он впервые приехал в Японию, в Киото, в качестве
переводчика при посольстве и зимой того же года поступил на службу к
князю Мори. В 1625 году он поселился на
горе Корин-дзан в уединенной келье
ревностного поклонника буддизма Нагатоя
Кюбэй из местечка Адзабу Иикура.
На месте этой обители на следующий год был выстроен монастырь
Корин-дзан Кокусё-дз
и, ставший основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбина. Его
первыми учениками стали три ронина (бродячих самурая) -
Фукуно Ситироэмон ,
Исогаи Дзиродзаэмон и Миура
Ёдзиэмон, а также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя.Пройдя обучение у
китайского мастера, монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на протяжении
ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде,
прозвав ее "Гэмпин-рю
дзю-дзюцу", а ронины разбрелись по разным
провинциям Японии и создали собственные школы, каждая из которых
стала истоком для десятков других, благодаря чему имя китайского
мастера стало широко известно в среде мастеров бу-дзюцу.
Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с
шаолиньским ушу. Посвидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века
в нем периодически обучались японскиемонахи, многие из которых
активно занимались ушу. Так в 1312-1324 годах в Шаолине жил японец,
известный под монашеским именем Дачжи. Уже через несколько лет после
своего приходав монастырь он стал одним из ведущих специалистов по
кулачному бою и искусству владения палкой, и добился такого уважения
у китайских собратьев, что был допущен на занятия главногонаставника
Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня, который впервые в истории
монастыря передал иностранцу секреты техники боя с 18 каноническими
видами оружия.
В мае 1327 года в Шаолинь пришел сын
Дачжи, принявший
монашеское имя Дэши. Он
должен был провести в монастыре три года, но монахи, подружившиеся с
умным, трудолюбивым и дружелюбным японцем, упросили настоятеля
разрешить Дэши остаться в монастыре еще на несколько лет, благодаря
чему он получил возможность овладеть "тайными" разделами кулачного
искусства, к изучению которых допускались лишь старшие монахи.
В 1347-1379 годах в Шаолине обучался японский монах,
известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В "Хрониках
Шаолиньского монастыря" о нем говорится: "Он искушен в китайском
языке и каллиграфии. Сначала он занимал пост делопроизводителя, а
затем - старшего монаха, к тому же он в совершенстве овладел
техникой шаолиньского боевого искусства".
"Хроники воинских дел" ("Будо
дэнрайки") сохранили имена некоторых мастеров
дзю-дзюцу периода междуусобных войн XV— XVI столетия, таких, как
Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути
Дзюсин. Однако об их жизни и деятельности почти
ничего не известно. Большинство сведений о мастерах бу-дзюцу
заключено в своде "Биографии основателей
школ" ("Дэнсё"), также неполном и малодоступном.
Описания, содержащиеся в "Дэнсё", относятся главным образом к эпохе
Токугава — периоду продолжительного мира, когда после нескольких
веков беспрерывных смут самурай мог наконец самозабвенно посвятить
себя любимым занятиям и вволю порассуждать на тему о воинских
искусствах. Количество школ дзю-дзюцу при Токугава достигло
рекордной цифры — около семисот.
На общем фоне своей
несомненной близости к шаолиньскому кэмпо вьщсляется своеобразная
школа начала XVII в., известная как Коппо ("Наука об укреплении
костей"). Суть системы сводилась к
cверхъестественному укреплению мускулатуры и превращению ее в
настоящую броню путем многолетнего "набивания". Кроме того,
специальной диетой и различными снадобьями достигалось укрепление
костной ткани, которая могла выдержать удар большой силы. Важное
значение придавалось также сосредоточению жизненной энергии (ки).
Коппо, не снискавшая популярности из-за трудностей в тренировках,
прославилась благодаря подвигам отдельных героев. Самым знаменитым
из них был Сасаки
Гороэмон из клана Кисю, который, по преданию, ногой
колол булыжники, лбом пробивал стены и рукой мог срубить молодое
деревце.
В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего
расцвета. Новые школы росли как грибы, и
число их достигло
рекордной цифры 700. На общем фоне своей мощью, изощренностью и
эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма Итидэн-рю, Дайто-рю,
Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю,
Кито-рю, Куки
Синдэн-рю, Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю, Сосуйси-рю,
Сибукава-рю,
Син-но Синдо-рю, Синсин-рю, Сибукава-рю,
Такэноути-рю, Тэнсин Синъё-рю, Ягю Синган-рю.
Дзю
Дзютсу благородное искусство
В период междуусобных войн благородное "искусство мягкости "
получило повсеместное распространение на Японских
островах.Многочисленные школы возникали в каждой провинции и в
отличие от школ прошлых столетий совершили качественно новый шаг
вперёд. В "Хрониках воинских дел" ("Будо
дэнрайки") упоминаются мастера Хито-цубаси Дзёкэн и Сэкигути Дзюсин. В другом
документе - "Биографии основателей школ" ("Дэнсё"),
относящемуся к более позднему периоду - эпохе Токугава , гораздо
больше сведений.Так там описывается более ста школ, а общее
количество школ дзю дзюцу в этот период оценивается в
семьсот.
Многие школы того преиода включали техники работы с оружием и
собственно дзю дзюцу.. Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзю-дзюцу
родились школы
Араки-рю (основана Араки
Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма итидэн-рю, Мусо-рю, Син-син-рю, Ёсин-рю,
Кураку-рю, Итин-рю Тэндзин синъё-рю
(синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но синдо-рю и прославившаяся
такими мастерами, как Минамото-но Масатори и
Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода вошел в историю
дзю-дзю-цу благодаря заслугам Сасабара
Сиродзаэмона, основателя мощной школы Рёи
синто-рю (XVII в.), конкурировавшей впоследствии с мастерами
дзю-до, питомцами доктора Кано на решающем
турнире.
Влиятельная школа Ягю-рю, основанная в конце XVI в.
Ягю Мунэёси, известна всвязи с Ягю
Мусэмори, наставником фехтования при дворе сёгуна
Токугава Иэмицу,—того самого, которому адресовал свои назидания
преподобный Такуан.
Куки синдэн-рю - "Божественная
традиция семьи Куки" была основанна Якусимару Курандо Такадзанэ в середине XIV века
и представляет ис себя типичную семейную систему комплексного
рукопашного боя.Она включает в себя кэндзюцу, бодзюцу,
нагинатадзюцу, яридзюцу. дзёдзюцу,
кусаригамадзюцу,сюрикендзюцу и конечно дзюдзюцу - безоружную
технику. Куки Садатака (XVII век)
познакомил с учением семейной школы Окуни Кихэя
Сигэнобу из провинции Идзумо, который к тому времени уже был
29-м патриархом школы Тёсуй-рю, созданной по преданию
Отомо Комаро, изучавшим искусство рукопашного боя у китайского
мастера Цзянь Чжэня, приехавшего в Японию в правление императрицы
Кокэн (749-758), и известной под названием "Тёсуй-рю дакэн-дзюцу" - "Искусство кулачных ударов
Тёсуй-рю". С Окуни Сигэнобу берет начало
"внешняя" ветвь (в противоположность "внутренней" ветви семьи Куки)
Куки синдэн-рю.
Такаги Ёсин-рю -
"Школа возвышающегося сердца семьи
Такаги" - ветвь одной из крупнейших школ японских
бу-дзюцу Такаги-рю. Она включает в себя технику боя шестом, копьем,
алебардой, метание сюрикэнов и дзю-дзюцу. По преданию, основы
Такаги-рю заложил буддийский монах Унрю -
"Текущее облако" - из провинции Рикудзэн, что на севере
Хонсю. Произошло это в 1570 году. Унрю передал свое учение некоему
Ито Кии-но Ками Сукэтаде, который положил
в основу своей системы технику боя длинным шестом и разработал
приемы с копьем, алебардой, короткой палкой, мечом и кодати. С
начала XVII века эта традиция стала передаваться в небольшой
самурайской семье Такаги, служившей князьям Сироиси и давшей свое
имя этой школе бу-дзюцу. Большую роль в становлении Такаги-рю сыграл
Такаги Ориуэмон Сигэтоси (1625-1711),
который добавил к имевшейся технике некоторые приемы сумо и
разработал систему борьбы без оружия (тай-дзюцу) из 48 приемов.
Такаги Ориуэмон передал секреты Такаги-рю
своему сыну, Такаги Уманосукэ (1656-?),
который начал открытое преподавание Такани-рю как комплексное
бу-дзюцу. Уманосукэ называл свою технику Такаги-рю тай-дзюцу косино-мавари, или
эмоно-дори ("захват оружия") и больше всего любил работать копьем.
При нем Такаги-рю получила распространение во многих районах
Овари.
Со временем Такаги-рю разделилась на 3 ветви. Одна из них,
созданная Иситани Такэои Масадзи,
получила название Иситани Такаги
Ёсин-рю. Среди учеников Иситани были Такамацу Ёсиёси и Иситани Мацутаро. Мацутаро в детстве убежал из
дома, поскольку не вынес тягот тех тренировок, которые заставлял
выполнять его отец, изучил школу Кукисин-рю у Акиямы Ётаро и позже соединил Такаги Ёсин-рю и
Кукисин-рю в единую систему.
Сэкигутирю
была создана Сэкигути
Ясугоро из Кюсю и основанна на бросках и болевых
приёмах.Особой заслугой Сэкигути стало введение - рандори - учебных поединков, позволивших
поднять уровень подготовки бойцов.В скором времени рандори было
заимствованно и другими школами.
К наиболее часто упоминаемым в
хрониках школам можно отнести - Мидзу
Синторю,Синмиорю,Сэйгорю,Арагакирю, Асаяма Итидэнрю,Киторю,
Косинрю,Консинрю, Киракурю, Ёсинрю,Мусорю, Рёи Синторю,Син но
Синдорю, Синсинрю, Такаги Ёсинрю, Катори Синторю, Тэнсин Синъёрю,
Хисагэ Такараямарю,Ягюрю и т.д.
Каждая из школ практиковала как правило технику с оружием и
безоружные техники, отдавая предпочтение тем или иным аспектам -
броскам , заломам, ударам или удушениям.Школы чаще всего ожесточенно
соперничали друг с другом, доказывая превосходство броска через
бедро, подсечки опорной ноги или удара кулаком в переносицу.
Различия между ними заключались в постановке дыхания, способах
аккумуляции ки, базовых стойках и в преобладании той или иной группы
приемов: бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи
болевых заломов рук, удушающих захватов или подсечек с подкатом,
рубящих или тычковых ударов.
К середине девятнадцатого века школ дзю дзюцу насчитывалось около
тысячи.
Создание
Дзю До
Тот путь, который проделал Дзигоро Кано во многом определил
развитие боевых искусств Японии в двадцатом столетии, ибо по его
стопам позднее пошли М.Уэсиба, Г.Фунакоси и многие другие
мастера.Стремясь сохранить богатейшее наследие предков, Кано тем не
менее понимал о необходимости реформирования дзю дзюцу , придания
ему цивилизованного имиджа, с сохранением прикладного
значения.Однако главным открытием Кано стало превращение дзю до в
популярнейший вид спорта, ставший в настоящее время поистине
интернациональным и включённый в программы Олимпиад.Название - "
дзюдо" использовалось в школе дзю-дзюцу "Дзикисин-рю" для обозначения боевого
искусства этой школы, делавшего ставку на приемы, которые не были
смертельными. Кано возродил этот термин, стремясь превратить
дзю-дзюцу в "боевой спорт" для физической тренировки и общего
образования молодежи.
Он говорил: "Цель дзю-до - понимание и
демонстрация живых законов движения". Для этой цели Кано
Дзигоро отобрал ряд движений туловища, рук и ног из арсенала
дзю-дзюцу, которые были особенно эффективны в рукопашном бою. Эти
приемы охватывали сферы боя в партере и в стойке, Кано Дзигоро
использовал такие варианты этих техник, которые позволяли нарушить
равновесие противника (кудзуси) и обездвижить его. Конечной целью
была способность нейтрализовать противника, Так Кано Дзигоро создал
систему самозащиты, которая изучается в сочетании с овладением
общими законами движения. Для изучения необходим партнер. Дальнейшая
тренировка перерастает в обучение свободному поединку (рандори , а котором противник, или
"подчиняющийся" (укэ), бросается на мат и
обездвиживается "бросающим" (тори).
Тренировка и соревнования происходят в дзю-додзё (сокращённо додзё),
на полу, покрытом матами-татами для смягчения падения (укэми). Как и во всех боевых искусствах,
практикующий дзю-до (дзюдо-ка) стремится
досчичь гибкости всего тела и конечностей, скорости движений тела
(таи-са6аки) и совершенного равновесия
посредством управления дыханием и сосредоточения энергий в Хара
(расположенном в нижней части живота центре равновесия и резервуаре
внутренней энергии), а также посредством тщательного изучения
технических приемов своего искусства. В дзю-до должен царить дух
отрешенности и безмятежности. Ученик должен стараться пребывать в
состоянии постоянной бдительности "хантай", не допуская "мертвых
движений" (бонно). Вооруженный дисциплинированным умом, спокойный и
безмятежный, управляющий своим телом и реакциями ученик легко сможет
повергнуть наземь любого противника.
Дзю-до было создано в токийском буддийском храме Эйхо-дзи в 1882
г. Оно быстро развивалось, и первый чернопоясный ранг был присвоен
Кано Дзигоро его ученику Тайре Сиро уже в 1883 г. Когда Кано Дзигоро
в 1889 г. отправился в Европу, чтобы преподавать свою технику, в его
додз насчитывалось около 600 учеников. После демонстрации искусства
дзюдо, устроенной в Марселе в том же году, первые додзе были
основаны во Франции, в частности в Париже. Вернувшись в Японию,
Основатель продолжил свою работу и в 1922 г. создал Кодокан,
которому предстояло стать официальным центром движения дзю-до. С
конца девятнадцатого столетия Великобританию посещали различные
инструкторы японского дзю-дзюцу. (Тогда-то и вошло в обиход
искаженное название этого боевого искусства - "джиу-джитсу"). Затем
стало усиливаться влияние дзю-до. В 1920 г. Кано Дзигоро посетил
Лондон и принял местные сообщества дзю-до и дзюдзюцу в Кодокан в
качестве зарубежных филиалов. К 1956 г, дзюдо стало обязательным
спортом во всех японских школах, и некоторое время японцы побеждали
на всех мировых чемпионатах. Но, в 1961 г. голландец-гигант Антон
Гесинк победил японского чемпиона Сонэ, и с тех пор стало очевидно,
что преимущество находится на стороне более рослых и тяжелых борцов,
Признание этого факта привело к созданию в дзю-до весовых категорий,
как в боксе. Этот шаг противоречил всей концепции дзю-до,
сформулированной Кано Дзигоро, но в послевоенные годы западные
организации дзю-до стали относиться к дзю-до все больше и больше как
к спортивному единоборству и все меньше и меньше - как к образу
жизни, Это постепенно привело к идеологическому расколу между
спортивно-ориентированными дзюдо-ка и теми, кто продолжал
придерживаться идеалов Основателя и традиций японских боевых
искусств. Подобную двойственность можно наблюдать, во всех боевых
искусствах, покинувших родные берега и пустивших корни в странах
Запада. Разделение борцов на весовые категории совпало по времени с
Олимпийскими Играми 1964 годав Токио. Это было отчасти и
своевременно, так как японцы меньше всего хотели быть полностью
разгромленными в своей собственной стране. Хотя Геесинк, а позже его
соотечественник Руска доминировали в категории тяжеловесов, японцы
оставались чемпионами в других категориях на чемпионатах мира. И
только в 1969 г. японский тяжеловес Синомани стал чемпионом, победив
Руску в Мексике. Со времени своего дебюта в качестве олимпийского
вида спорта в 1964 г. дзю-до несколько раз меняло правила и весовые
категории. Мировые чемпионаты начались в 1956 г. и проводятся каждые
два года. Первый Чемпионат Европы по дзю-до среди мужчин состоялся в
1951 г. (его выиграла французская команда); среди женщин - в 1982 г.
С 1974 г. проводится также Кубок Европы. Кано Дзигоро всегда был
решительно против всяких публичных состязаний, поскольку он считал,
что дзю-до должно быть личным искусством для тренировки ума и тела.
Сущность дзю-до содержится в клятве, которую дают ученики при
вступлении в Кодокан:
1.
Вступив в Кодокан, я не брошу учебу без уважительной причины. Я не
опозорю Додзё.
2. Без разрешения я никому не открою секретов,
которым меня обучили.
3. Сначала как ученик, потом как учитель я
всегда буду следовать законам
Додзе.
По мысли Кано Дзигоро, дзюдо -
это не столько искусство самозащиты без оружия, сколько философия,
искусство повседневной жизни.
"Изучение общих
принципов дзю-до, - говорил он, - важнее,
чем просто занятия дзюдзюцу".
"Борьба ДзюДо"(www.yurisakhl2.narod.ru)